Денис Левинский: На смену традиционным системам управления контентом пришли платформы, построенные в микросервисной архитектуре.
Концепция ECM (Enterprise Content Management) появилась в начале нулевых годов и формировалась на основе тогдашних представлений об организации работы с документами и возможностях ИТ. Сегодня ей на смену приходит новый класс решений для управления контентом – CSP (Content Services Platforms), построенных в микросервисной архитектуре, рассказал Денис Левинский, руководитель направления ECM/CSP, ЛАНИТ.
CNews: Каковы требования банков к процессу управления документами?
Денис Левинский: Сегодня, когда банковские продукты стали цифровыми, важным фактором является скорость вывода продуктов на рынок, time-to-market, чтобы выдерживать конкуренцию. Здесь на первый план выходят требования скорости внесения изменений и создание новых сервисов для платформ управления документами. С другой стороны – надежность, защищенность, соблюдение требований регулятора, чтобы избежать штрафов или вообще не лишиться лицензии. Оба эти направления порождают основные требования, предъявляемые банковской отраслью к платформам управления контентом.
CNews: В чем недостатки существующих ECM-платформ?
Денис Левинский: Концепция ECM (Enterprise Content Management) появилась в начале нулевых годов, и естественно, что она формировалась на основе тогдашних представлений об организации работы с документами и возможностях ИТ. В наследство от первого мы имеем enterprise-центричный подход – то есть, ECM-система предназначена для работы в рамках одного предприятия с иерархической структурой, жесткими регламентами и строго очерченным корпоративным периметром. От ИТ двадцатилетней давности ECM унаследовали монолитную архитектуру, сложность кастомизации и долгий цикл внедрения.
В противоположность этому в современном мире господствует сетевая организация вместо иерархии, гибкие и изменчивые бизнес-процессы, а границы предприятия стали весьма условными – сотрудники работают удаленно, активно используется аутсорсинг и партнерские схемы, мобильность стала нормой жизни.
Что касается ИТ, то там тоже многое изменилось: выяснилось, что монолитные приложения хотя и проще в проектировании и разработке, их трудно поддерживать и развивать – внеся даже небольшое изменение, нужно заново перекомпилировать и переустанавливать всю систему или какой-то крупный модуль, что в итоге оказывается очень долго и дорого. Такой порядок вещей стал неприемлемым для бизнеса, которому новые продукты нужны еще вчера.
Кроме того, произошла настоящая революция Open Source – сегодня функциональность, которая может вам потребоваться в вашей системе управления контентом, можно найти в виде СПО, и остается только включить соответствующий компонент в свой проект. Такие вещи, как поисковые движки или движки управления бизнес-процессами, да и многие другие по факту перешли в разряд коммодитиз с точки зрения системного интегратора. Это позволяет в разы ускорить разработку решений для заказчиков.
Эти факторы в совокупности привели к появлению нового класса решений для управления контентом – CSP (Content Services Platforms), построенных в микросервисной архитектуре.
CNews: Что вы предлагаете в рамках DocsHouse?
Денис Левинский: DocsHouse – это первая российская CSP-платформа, которая является ответом на актуальные вызовы рынка: ускорить и упростить создание цифровых продуктов, обеспечив при этом их модернизацию в течение всего жизненного цикла.
Для этого мы реализовали набор сервисов, которые обеспечивают управление хранилищем электронных документов и предоставляют следующие возможности: работу с версионностью, функционал связи, поиск, жизненный цикл, возможность управления процессами, наложили на это все ролевую модель, добавили конструктор пользовательских интерфейсов с отличным UX и это собрали все в единую платформу DocsHouse. На базе этой платформы возможно построение различных вертикальных решений, в том числе и для банков.
В частности, наше решение «Клиентское досье» позволяет по каждому клиенту посмотреть, какими банковскими продуктами он пользуется и насколько активно. Также можно связать профили клиента, если он в одном случае выступает как генеральный директор от имени юридического лица, в другом случае выступает как индивидуальный предприниматель или физическое лицо. При этом можно посмотреть эти взаимосвязи в разрезе документов, которые были представлены, кто их обрабатывал, в каких процессах они участвовали и так далее. То есть CSP-платформа перестает быть просто файловым хранилищем, а предоставляет информацию по управлению различным контентом в рамках клиентского досье.
Также, с помощью DocsHouse можно реализовать различные сценарии бесконтактного взаимодействия между клиентом и банком путем обмена электронными документами – спрос на подобные решения сегодня предсказуемо растет, и уже не только из-за противоковидных ограничений, но и по органическим причинам – просто людям так удобнее.