Что можно ожидать от нового закона об электронных документах?

02 июля / 2021
То, что российская нормативно-правовая база в области электронного документооборота отстает от требований и возможностей реальной жизни и в довольно существенной мере выступает тормозом на пути более широкого использования современных ИТ в сфере СЭД/ECM, уже давно является общепризнанным фактом в среде экспертов — как документоведов, так и ИТ-автоматизаторов. Разговоры о необходимости соответствующей коррекции законодательства и сопутствующих подзаконных актов начались еще более десяти лет назад, представители регулятора (Росархив, Минкомсвязи) периодически выступали с заявлениями о работе в этом направлении, федеральное правительство выпускало распоряжения по подготовке законопроектов с указанием сроков, но сроки эти со ссылками на разные причины столь же регулярно переносились в будущее.

И вот, в мае этого года на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности был опубликован давно ожидаемый законопроект 1173189-7, внесенный правительством в Госдуму. Согласно регламенту прохождения таких законодательных инициатив, до 30 июня собираются отзывы, предложения и замечания, который потом передадут в профильный комитет Госдумы (Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи) для дальнейшей работы с законопроектом.

Анна Поплавская, старший аналитик Департамента систем управления документами ЛАНИТ рассказывает о плюсах и минусах законопроекта.
Ко многим элементам электронного документооборота (ЭДО) мы привыкли настолько, что воспринимаем их как должное. Тем не менее мы находимся только в начале пути. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ, на конец 2020 года доля от общего оборота документов, переведенных в электронную форму, не достигает и 5%. При этом в соответствии с положениями национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» к 2024 году в электронный вид должен быть переведен весь документооборот бизнеса, государства и граждан.

Наибольшую сложность при переходе на КЭДО вызывает планирование и организация первых шагов. Это связано с активно изменяющимся законодательством, небольшим количеством решений на рынке, малым опытом их внедрения и недостаточной зрелостью предложенного государством сервиса на базе портала «Работа в России». В качестве подспорья по организации перевода КЭДО в электронный вид мы рекомендуем следующие шаги.
Конвертация
Плюсы
Со временем форматы хранения документов устаревают, а некоторые документы требуют длительного хранения. Поэтому при воспроизведении документов, которые хранятся длительное время, возникают проблемы с их просмотром для пользователя. Возможность конвертации электронных документов позволит решить эту проблему, так как при размещении документов на хранение у обладателя документа будет возможность конвертировать документ в формат для долгосрочного архивного хранения.

Конвертация электронного документа (ЭД) позволит решить вопрос не только устаревших форматов, но и позволит конвертировать ЭД, для воспроизведения которых требуются специальные технические средства, в формат, который не потребует специального ПО и будет доступен для просмотра на любом ПК или мобильном устройстве.

А так как конвертированный электронный документ, согласно законопроекту, должен быть подписан усиленной электронной подписью, это гарантирует защиту документа от несанкционированного изменения его содержания.
Минусы
Пока еще не установлены требования к процедуре конвертации, не ясно, как в дальнейшем определить, какой из документов является исходным, а какой - конвертированным.

Если конвертацию осуществляет лицо, которое не является обладателем документа, то нет разъяснений о том, как хранить информацию о лице, подписавшим исходный документ и о проверке подписи исходного документа.

В случае конвертации проблема сохранится только для документов, чей исходный формат представлен в виде XML, так как в законопроекте указано, что конвертируемый документ или дубликат должны повторять структуру исходного документа, не будет возможности конвертировать документ в удобный для визуализации формат.
Создание электронных и материальных дубликатов документов
Плюсы
Создание электронных дубликатов документов, которые изначально были созданы на бумаге, облегчит поиск документов, также обеспечит сохранность документов в случае таких обстоятельств, как пожар, потоп и др. Также создание дубликата бумажного документа в электронном виде упростит и ускорит процедуру предоставления документа в случае необходимости в контролирующие органы или другие инстанции, так как не придется искать документ в архиве и перевозить его.

Создание копий электронного документа на материальном носителе позволит работать с документами без использования технических средств, в то время как сейчас нет возможности просмотреть документы, которые не существуют на бумаге без ПК.
Минусы
В законопроекте описано только создание дубликата электронного документа на материальном носителе и наоборот, но не описано, возможно ли создать электронный дубликат электронного документа.

Остаются вопросы, как определить, какой из документов в этом случае будет являться исходным, а какой - копией, какие действия должны быть выполнены в случае обнаружения расхождений в копиях электронных документов. Также есть риск бесконтрольного копирования ЭД.
Сроки хранения документа, в отношении которого создан электронный дубликат или проведена конвертация
Плюсы
Сокращение сроков хранения позволит сократить объем как бумажных архивов организаций, так и электронных архивов за счет сокращения сроков хранения для конвертируемого документа.
Минусы
Нет.
Лицензирование деятельности по проведению конвертации электронных документов, созданию электронных и материальных дубликатов документов, хранению электронных документов
Плюсы
Позволит создать дополнительную услугу по проведению конвертации электронных документов и создания дубликатов, а также обеспечить хранение электронных документов.

Сегодня организациям приходится создавать собственные архивы электронных документов, которые превращаются в некое огромное не структурированное хранилище
Минусы
Нет.
Что в нужно добавить в закон, что выкинуть, что исправить?
Также должен быть установлен порядок уничтожения исходных документов. Это поможет определить и зафиксировать момент, когда исходный документ перестанет существовать ии исходным станет документ, полученный в результате конвертирования.

Добавить требования, по каким критериям определять, что исходный документ соответствует документу, который был получен в результате конвертации. Поскольку это два разных документа, то соответственно контрольная (хэш)сумма этих документов будет различной.

В законопроект необходимо добавить требования к контролю копирования электронных документов, чтобы была возможность однозначно определить исходный документ, а также предотвратить бесконтрольное копирование документов, которое может повлечь за собой нарушение их конфиденциальности.
Для itWeek
Андрей Колесов, обозреватель