ЛАНИТ: секрет успеха концепции CSP в микросервисной архитектуре

27 апреля / 2020
Монолитный архитектурный подход с реализацией идеи компоновки функций «всё в одном», являвшийся основным при создании ECM-систем масштаба предприятий в начале нынешнего века, уже не соответствует современным требованиям рынка.
Ведущие мировые аналитики стали говорить о смене парадигм построения корпоративных ИТ-систем еще несколько лет назад, отмечая, что благодаря новым возможностям одним из наиболее оптимальных вариантов становится реализация микросервисной архитектуры, обеспечивающей необходимую сегодня заказчикам гибкость адаптации ИТ-систем к динамично меняющимся условиям бизнеса. При этом исследователи отмечали, что происходящие технологически-архитектурные изменения потребуют от разработчиков создания качественно новых ИТ-средств, что может вызвать достаточно серьезное перераспределение рынка между поставщиками решений и создать благоприятные условия для выхода на рынок новых игроков и обострения конкуренции. Сейчас все эти тенденции в полной мере наблюдаются и в нашей стране.

Именно этой теме был посвящен прошедший в конце апреле онлайн-семинар, на котором компания ЛАНИТ поделилась своим видением ситуации на отечественном ECM-рынке, предложив заказчикам ряд рекомендаций по реализации соответствующих ИТ-проектов.

По мнению эксперта по ECM-системам компании ЛАНИТ Константина Германа, ключевыми драйверами изменений в ECM являются новые требования заказчиков в отношении таких ключевых аспектов, как доступность (безопасная работа без ограничения функциональных возможностей), мобильность (работа с любого устройств из любого места), гибкость (нужны масштабируемые приложения, способные быстро адаптироваться к изменчивым запросам бизнеса), взаимодействие (возможность использования одной системы разными подразделениями, поддержка сквозных бизнес-процессов), регулирование (соответствие нормативным требованиям, обеспечение разграничения прав доступа без ущерба для эффективности работы каждого пользователя). Именно в ответ на эти требования сейчас на рынке наблюдается смена концепций с традиционного ECM (Enerprise Content Management) на CSP (Content Service Platform), которая характеризуется помимо широкого применения микросервисов переходом от использования централизованных хранилищ к работе с множеством репозиториев, ориентированностью на получение конечного бизнес-результата, повышением темпов внедрения при одновременном снижении стоимости проектов.

Ключевым фактором успеха CSP-проектов является использование гибких методов управления проектами (Agile, Kanban) как на этапе внедрения, так в ходе промышленной эксплуатации. Собственно, одна из главных особенностей современных ИТ-проектов заключается в том, что у них нет, как это было раньше, жесткого разделения на «внедрение» и «эксплуатацию» — внедрение и модернизация системы идут постоянно по мере изменения старых и появления новых требований бизнеса. При этом существенным образом меняется роль ИТ-подразделения заказчика, которое из эксплуатанта превращается в одного из ключевых разработчиков. Важно и то, что сегодня уже фактически ушла в прошлое модель внедрения ИТ-систем по принципу «мы старый мир разрушим до основания, а затем...», на смену ей пришла концепция бимодального управления ИТ — «внедряем новое там, где нужно, оставляем старое там, где оно нас устраивает».

Среди других ключевых «фишек» CSP были также названы все более широкое использование облаков (в том числе для обеспечения масштабируемости в соответствии с ростом нагрузки), интеллектуальность (максимальная замена ручного труда, использование функций распознавания, классификации и прогнозирования), быстрая окупаемость (система должна быстро приносить ощутимые результаты). В то же время нужно иметь в виду, что кроме предоставления преимуществ переход на микросервисную архитектуру ставит перед заказчиками и новые задачи, в частности, в плане необходимости повышения требований к квалификации ИТ-персонала — как проектировщиков, так и эксплуатантов.

Подтвердив справедливость этих тезисов на реальном опыте своей компании, руководитель центра ECM-компетенции «Россельхозбанка» Константин Прокопьев отметил также тенденцию перехода от использования проприетарных монолитных систем к применению модульных комплексов на базе СПО, что помимо снижения TCO обеспечивает также возможность гибкой модернизации ИТ-инфраструктуры за счет гибкой модульной архитектуры. При этом он сделал особый акцент на вопросе обеспечения ИТ-кадрами: «Если еще недавно одних из препятствий на пути внедрения СПО была острая нехватка специалистов, то сейчас ситуация резко поменялась — у нас появился широкий рынок ИТ-профессионалов в области Open Source». Он также обратил в внимание на влияние реализуемой в стране стратегии импортозамещения.

В плане практической реализации идей CSP компания ЛАНИТ предлагает сейчас заказчикам созданную относительно недавно (но уже проверенную в ряде проектов) систему DocsHouse. Ядром этого ПО является решение, обеспечивающее оперативное и архивное хранение электронных документов. В этом году система пополнилась компонентом DocsHouse ЮЗЭДО (работа с операторами юридически значимого электронного документооборота), который сейчас активно развивается и может поставляться в виде как автономного продукта, так и в общем комплекте DocsHouse.